ПСИХОТЕРАПИЯ ДУШИ. С ПОМОЩЬЮ ВЕРЫ? Елена Черепанова

«Ищите Бога в собственном сердце, вы не найдете Его больше нигде»

                                                                    Арабское изречение.

      Современный этап развития общества характеризуется повышенным интересом к вопросам значимости религии как традиционной мировоззренческой системы, которая была и остается многообразным динамическим феноменом, способным к обновлению и взаимодействию с другими духовными явлениями.

     Психология, также как и философия, социология уделяют значительное внимание изучению различных аспектов религиозного мировоззрения, религиозного сознания и поведения. В последние годы она становится все более престижной специальностью, и все больше становится психологов и психотерапевтов, исповедующих православную веру, строящих свою практику на учениях Православной Церкви. Об этом  свидетельствует  широкий круг публикаций в России,  в которых очень активно декларируются свои убеждения о праве «православной психологии» занять свое место в психологической науке. Психологи и церковные деятели ведут нескончаемые споры о том, насколько приемлемо проникновение психологии в Православие или Православия в психологию. И насколько термин «православный психолог» позволяет приблизить современную науку к пониманию человеческой души?   И все же соединение двух этих терминов «православная психология» и «православная психотерапия» (религиозного и научного) прочно утвердилось в современной православной литературе.   Несмотря на то, что «православный» — есть определение конфессиональной принадлежности, а профессия — это социальная функция.

     Представления о человеке и о методах психотерапии в разное время определялись разными подходами. Психология, как наука изучающая душу, получила широкое развитие и распространение в России в начале ХХ в. Психотерапия, как прикладное использование психологических знаний для решения проблем личности,  — типичное порождение западной культуры.  Все направления психологии и психотерапии имеют те или иные религиозные корни. Психолог имеет дело с религией как психологическим феноменом, т. е. с теми процессами, которые происходят в человеческой душе.

     В настоящее время научная психология представлена множеством школ и направлений. В каждой научной психологической школе своя “система координат”, своя объяснительная система, свое отношение к религиозности. Нельзя не согласиться, что чувство общей веры является одним из ведущих факторов, объединяющих людей.

     В истории человечества множество различных традиций и верований. Религии во многом различаются между собой, при этом они весьма близки в своих взглядах на главные общечеловеческие ценности.

  В разных странах установлены различные отношения религия – государство. Все конфессии равны перед законом, и религия является личным делом каждого. Такое положение в современной России обеспечивает свободу вероисповедания. Поэтому использование звания психолога для проповеди своих религиозных воззрений по меньшей мере некорректно. Путь к достижению духовного совершенства должен быть выбран человеком осознанно и свободно.

  «Как нерелигиозный врач должен оставить религиозному пациенту то, чем он обладает — его веру, так и религиозный врач должен оставить священнику то, что ему принадлежит — его службу». (В. Франкл. С. 266).

     Психология – это наука о закономерностях человеческого мироощущения и поведения. Любые практические приемы работают только тогда, когда вытекают из этих закономерностей или по крайней мере им не противоречат. Священнику достаточно одной веры, чтобы любить и убеждать. Тогда зачем нужны «православные психологи»? Подменять веру уверенностью?

     Христианская психология как некое новое направление пытается соотнести корпус психологических знаний, как уже существующих, так и новых, с христианской концепцией человека.

     Рассматривать человека в единстве духовного, душевного и телесного начал, т.е. в совокупности измерений: не только «горизонтального», но и обязательно «вертикального», без которого не может формироваться человеческая личность, — основной принцип, которые выдвигают православные психологи.

  Безусловно, без учета духовно-нравственной составляющей жизнедеятельности человека наше представление о нем будет неполным: в этом случае человек может рассматриваться лишь только как организм, как биосоциальное существо. Но ведь самое главное – понять человека как свободно развивающуюся, самостоятельную личность.

     Вот этот целостный подход и предлагают православные психологи для понимания человека, как единства тела, души и духа. Нельзя не согласиться, что работая с человеком на плоскости души (психики), нельзя не учитывать ее связь с телом и духом, а также взаимное влияние всех этих трех составляющих человеческой личности. Религиозные переживания не нечто случайное, они имеют определенное значение во всей целостной системе личности, в общей «иерархии ценностей» в жизни личности.

     Епископ Михаил Таврический — широко образованный человек, один из учителей Церкви X1X, стоявший на уровне современного ему развития биологии и психологии — различал «четыре течения» или сферы внутренней жизни человека:

  1. Течение материальной и чувственной жизни, где люди стихийно несутся и движутся во взаимной жестокой борьбе.
  2. Сфера умственной жизни со своими законами и свойствами соединяет людей единством идей в своем колеблющемся и меняющемся свете.
  3. Сфера высших человеческих симпатийсострадания.
  4. Сфера свободной веры: здесь — лучи духовного солнца, дающего всем жизнь и теплоту, которыми «мы живем, и движемся, и существует» (Деяния Апостолов 17:27-28).

   Носсрат Пезешкиан (Pesesсhkian, b. 1933) – авторитетный и всемирно известный германский бахаи персидского происхождения, доктор медицины, специалист в области психиатрии, неврологии и психотерапии, основатель целого научного направления – позитивной психотерапии, также выделяет четыре основные сферы жизнедеятельности человека — телесную, ментальную, социально-коммуникативную и духовную. К телесной относятся еда, сон, секс, телесные контакты, забота о внешности, физические упражнения, переживания боли и телесного комфорта—дискомфорта; к ментальной — удовлетворение познавательной потребности и любознательности, профессиональные достижения; к социально-коммуникативной — общение человека; к духовной — мировоззренческие и религиозные переживания, фантазии о будущем, надличностные («гражданские») переживания и поступки. Кроме этого, он активно использует принцип религии (в частности, веры Бахаи) в своей работе. Он считает, что «человека следует рассматривать как целое, поэтому мировоззрение, религия, взгляды и воспитание очень важны для психотерапевта. Для здоровья человека также важен смысл жизни и уверенность в том, что человеческая жизнь не заканчивается после физической смерти.

     Итак, мы видим у авторов разного вероисповедания и в разные исторические эпохи   бесспорное единство в стремлении рассматривать человеческую личность как целое, во всей полноте ее духовного и душевно-телесного бытия.

     При этом, Носсрат Пезешкиан отводит важное значение понятиям «вера», «религия» и «церковь» и считает, что частым источником конфликтов является смешение границ между личной верой, религиозным учением и институтом церкви.

    Вера – это одна из способностей человека, означающая отношение человека к незнакомому и непознаваемому. Каждый человек обладает этой способностью. Она охватывает не только религиозные вопросы и вопросы жизни после смерти, но и вопросы частной жизни и науки. Способность человека к вере проявляется через религию. То, какую религию примет человек, в большинстве случаев зависит от воспитателей и от традиций воспитания. Отношение человека к религии зависит в основном от опыта, который он приобрел со своими родителями и своим социальным окружением. Религия — это культурный феномен, тесно связанный с развитием истории. То, в какой форме открывается религиозная истина веры, зависит от конкретного уровня развития, от потребностей и понимания людей в опреде­ленной исторической ситуации. Религия только тогда может иметь смысл, когда она отвечает требованиям, потребностям и нуждам человека и учитывает фактор времени, относительность и единст­во. Если неправильно понятая религия приводит к расстройствам, фиксациям, торможению в развитии, к косности или интеллекту­альному сопротивлению, значит, она бессмысленна.

     Церковь – это учреждение религии, самостоятельный инструмент. Часто из-за проблем церкви многие люди отходят от веры, и в их жизни образуется пустота. К сожалению, в последнее время прослеживается яростное проникновение церкви в образовательный или другие процессы, которые грозят возникновением национальной розни. Любой элемент этноконфессионального давления – способ разъединения людей.

     Если раньше наука была ярым противником религии, то сего­дня картина в значительной степени изменилась. Сегодняшняя ситуация делает необходи­мымих взаимодействие, но не подмену одного другому. Задача религии состоит в том, чтобы давать челове­ку критерии ценностей, цель и смысл жизни, в то время как наука формулирует все новые и новые логические закономерности. Ре­лигия и наука, если они хотят быть полезными человеку, должны дополнять друг друга. Но религия не заменяет психотерапию, а пси­хотерапия не заменяет религию.

     Главная задача психолога и психотерапевта: не пытаться  примирять пациента с его религией или отвращать его от веры, а в том, чтобы помочь человеку найти свой собственный путь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *